Городская думаИсполнительный комитет

 

Розалия Нургалеева: «Музей должен соответствовать новому зрителю»

Директор ИЗО музея рассказала о ближайших и дальнейших планах, стремлении к взаимодействию с новой аудиторией и новым временем.
Опубликовано: 07.09.2012 18:28
 
Розалия Нургалеева: «Музей должен соответствовать новому зрителю»
(KZN.RU, 7 сентября, Ольга Герцева). 15 сентября в Галерее современного искусства Изобразительного музея РТ открывается выставка «Гений да Винчи», которая обещает стать одним из ярких событий в Казани. Выставка объехала весь мир, а в России до столицы Татарстана побывала в Москве и Санкт-Петербурге.

Почему именно Изобразительный музей РТ обратил внимание на эту выставку и пригласил ее в Казань, а также о проектах музея, о его роли во взаимодействии с художественной средой города, корреспондент портала поговорила с директором музея Розалией Нургалеевой.

«ГЕНИЙ ДА ВИНЧИ» УЧИТ ИСКАТЬ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Розалия Миргалимовна, 15 сентября в Галерее современного искусства откроется экспозиция «Гений да Винчи». Чем она интересна?

Р.Н.: Проект привлек меня тем, что зрителю показали «другого» да Винчи. Леонардо мог стать не великим художником, а великим изобретателем, и эта сторона его творчества не очень хорошо известна. Счастье, что сохранились дневники художника. По ним было воссозданы объекты, что он изобрел, и даже те, которые при его жизни не были реализованы.

Гений да Винчи интересен не только для взрослых. Насколько мне известно, организаторы выставки пригласили посетить ее всех казанских школьников…

Р.Н.: И не только казанских, а детей и взрослых со всей республики. Для нас очень важно, что этот проект увидят дети, и это, возможно, послужит дополнительной мотивацией для их созидательной деятельности. Дать толчок к тому, чтобы создавать самим – задача выставки. Мир еще не познан до конца, и место изобретательству в нем есть.

Мы часто не можем ответить своим детям на множество вопросов, а им интересно все. Взрослые зачастую не готовы к этому. Но гений рождается тогда, когда находит ответы на возникающие у него вопросы. И проект «Гений да Винчи» уникален как раз тем, что он доносит и до взрослого, и до ребенка: нужно искать ответы.

В целом хочу отметить, что уже 5 лет одно из важных направлений нашей деятельности – это работа с детьми, создание инновационных образовательных проектов. Многое нам удается, но есть еще к чему стремиться.

Наверное, выставку стремятся посетить не только казанцы, но и жители близлежащих регионов?

Р.Н.: Да, нам звонят из Чебоксар, из Уфы, хотят приехать. Наша задача – чтобы экспозицию увидели как можно больше людей. Думаем, что надо бы увеличить время посещения до 20.00 в будние дни, до 21.00 в воскресные. Коллектив работает сейчас с утроенной энергией, учитывая, что одновременно мы открываем и другой проект в главном здании, усадьбе Сандецкого к 180-летию И.И.Шишкина – экспозиция из трех музеев.

В преддверии выставки в Галерее пришлось провести ремонт?

Р.Н.: Организаторы выставки «Гений да Винчи» помогли нам сделать косметический ремонт внутри здания.

ЕСЛИ НЕ СТРЕМИТЬСЯ К ИННОВАЦИЯМ, ЖИЗНЬ ВЫКИНЕТ НАС НА ОБОЧИНУ

Выставка работ Леонардо да Винчи – музейный проект нового поколения. Что дальше, каковы стратегические планы Галереи современного искусства?

Р.Н.: Любой новый проект создает внутреннюю мотивацию к совершенствованию. Для этого мы и реализуем международные проекты, чтобы после них стать лучше, чему-то научиться. Нам нужны выставки, интересные посетителю. Молодежь сейчас много видит, читает, путешествует, живет уже в другом мире, и аппарат познания у них совершенно иной. Мы должны изучать потребности нового зрителя. Сейчас с помощью обычного мобильного телефона в Европе можно скачать автогид по музею на любом языке, у нас пока этого нет. Мы должны стремиться к инновациям. Если сами не будем стремиться, жизнь нас заставит или выкинет на обочину.

Казанская молодежь с энтузиазмом приняла появление фестиваля «Джаз в усадьбе Сандецкого»…

Р.Н.: Такой масштабный проект, как «Джаз в усадьбе Сандецкого», и создавался для привлечения нового зрителя. Это ведь не так просто - создать фестиваль, удерживать его на плаву много лет. Для музея это «героический» проект, а для города - очень важный ресурс, горожане очень любят этот фестиваль. В начале года, зная, что у нас много выставок, я подумывала о том, чтобы закрыть его. Но переговорив с нашими партнерами, поняла, что мы не имеем права делать этого.

В прошлом году мы с вами говорили о проекте музейного квартала. Галерея современного искусства тоже войдет в него?

Р.Н.: За прошедший год прошли успешно презентации проекта и, думаю, поэтому нам отдали здания бывшего Художественного фонда Союза художников, хотя изначально я в большей степени рассчитывала на прилегающие к усадьбе Сандецкого территории. Но любая концепция со временем меняется, и мы готовы приспосабливаться к изменениям.

Если нам удастся создать культурный центр, включающий Галерею современного искусства с творческими мастерскими, которые будут доступны населению и востребованы - это будет прекрасно.

КАЗАНЬ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕСУРС СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ

С точки зрения директора музея Изобразительных искусств, какова художественная среда в Казани?

Р.Н.: В городе много художественных мастерских: на улицах Короленко, Попова, Зайцева, Шоссейная, у парка Горького. Мастерские расположены в мезонинах жилых домов много лет. В настоящее время они оказались вне закона - не заключены договора о найме. Это не правильно, и необходимо найти выход из этой ситуации. Только на Шоссейной работают тридцать талантливых художников - это колоссальный ресурс для города и района. Возможность использовать его есть: художники готовы проводить мастер-классы и выставки для детей и для взрослых, готовы показывать свои мастерские. Художники сами выходят на администрацию района с предложением о включении их в мероприятия, но этого мало. Необходимо создать партнерский проект «Художник и город», продумать способы сохранения мастерских, их модернизацию, развитие вокруг них творческих территорий. Жители должны узнать о том, что в их районе живут известные люди, с которыми можно пообщаться, увидеть их творчество.

В городе есть пример тесного взаимодействия художника и гимназии: Рустем Хузин обосновал мастерскую именно там. Ученики этой гимназии знают не понаслышке об уникальной профессии художника.

Казань обладает серьезным неиспользуемым творческим ресурсом в лице казанских художников. Сегодня, в преддверии Универсиады, когда построено много спортивных сооружений, благоустраивается городской ландшафт, рука художника могла бы обогатить эти пространства цветной смальтой, парковой скульптурой, фресками, живописными полотнами, графическими листами, воспевая спорт, здоровье, красоту, молодость, как это было в 40-50 годы XX столетия.


« Назад к списку новостей

Просмотров: 5405