Городская дума Исполнительный комитет Город Казань
 
Бизнес в Казани » История развития предпринимательства

История развития предпринимательства

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАЗАНИ XIX - НАЧ. ХХ вв
(М.З.Гибадуллин)

Становление полноценной, динамично развивающейся рыночной экономики невозможно без создания в нашей стране достаточно устойчивого, социально-ответственного предпринимательского корпуса. Решение этой задачи должно стать не только объектом научных изысканий, но и одной из стратегических целей государственной экономической политики. В этой связи изучение хозяйственной и общественно-благотворительной деятельности предпринимателей дореволюционной России представляется нам чрезвычайно важным направлением исследований современной отечественной экономической и исторической науки.

Предпринимательство в России имеет давнее и в то же время весьма непростое прошлое. Как и во многих других странах, начальные этапы его становления были тесно связаны с протекционистской политикой государственной власти. Система административно-правовых ограничений, монополии и откупа являлись типичными инструментарием экономической политики петровской эпохи.

Во второй пол. XVIII - нач. XIX вв., по мере углубления капиталистических отношений и формирования единого общенационального рынка, царским правительством были приняты меры по созданию институционально-правовой базы для более свободного осуществления торгово-промышленной деятельности. Издается целый ряд законодательных актов, призванных оживить предпринимательскую инициативу, расширить социальную базу предпринимательства, упорядочить взаимоотношения администрации и деловых кругов. В частности в 1757 г. был введен закон об отмене внутренних таможенных пошлин, в 1762 г. - закон об отмене торгово-промышленных монополий, в 1775 г. реорганизуется купеческое сословие, открываются первые кредитные учреждения, и т.д.

Новым явлением в экономической политике самодержавия екатеринской эпохи в сфере частного предпринимательства стало распространение практики общегражданского права на нерусские и нехристианские народы России. Например, в 1763 г. специальными Указами Правительствующего Сената за казанскими служилыми татарами были подтверждены права на беспрепятственную торговлю по всей империи, включая столицу. Этими же документами властям на местах запрещалось чинить торгующему люду (из числа инородцев) препятствия на осуществление предпринимательской деятельности (опечатывать лавки, конфисковывать товары и т.п.).

В первой пол. XIX в. законодательная база, регулирующая предпринимательскую деятельность, пополнилась новыми нормативными документами (Устав о банкротстве 1800 г., Устав о торговом судопроизводстве 1832 г. и др.).

В целом мероприятия царского правительства способствовали оживлению деловой жизни в стране, пополнению предпринимательского потенциала за счет притока в него новой социально-культурной среды.

Предпринимательские ресурсы концентрировались преимущественно в крупных городах. В Поволжском регионе выделялась Казань. Еще со времен средневековья наш город оказался вовлечен в орбиту интенсивной международной торговли. Свое значение крупнейшего на Востоке пункта транзитной торговли он сохранил и после образования Российской империи, оказавшись фактически в центре обширного евроазиатского государства. Через древнюю столицу Татарстана, являвшуюся `воротами на Восток`, проходили две сухопутные дороги - Сибирский и Оренбургский тракты, соединявшие Европейскую Россию с Сибирью, Дальним Востоком, Китаем, и Средней Азией.

По мере развития производительных сил все большее количество собственно казанских товаров находило сбыт на внутреннем и иностранных рынках. Более других ценились изделия казанских кожевенных, кумачных и мыловаренных заводчиков. Особенно прибыльной считалась восточно-китайская (кяхтинская) торговля. Так казанский купец Л.Ф. Крупенников ежегодно вывозил в Поднебесную козловых кож, как собственной выделки, так и других предпринимателей, до 226 тыс. штук и привозил оттуда чая и других товаров почти на 2 млн. рублей. Он, а также купцы С.Е. Александров, М.И. Апаков, Г.М-Р. Юнусов и некоторые другие сколотили на чайных поставках миллионные состояния.

Другим направлением успешной внешнеторговой экспансии казанских коммерсан-тов стало южное направление - Средняя Азия и Прикаспийские державы. Причем, как свидетельствуют многочисленные источники, торговля с государствами Средней Азии почти вся находилась в руках татар. Правительство, кровно заинтересованное в укреплении своего политического влияния в этом регионе всячески поощряло последних на завоевание рынков соседних мусульманских стран.

Так в 1804 г. специальным царским Указом казанские купцы Шахмуратовы были освобождены от уплаты налогов сроком на двадцать лет в качестве компенсации за убытки, понесенные ими вследствие случившегося разбойного нападения и разграбления их торгового каравана по пути в Бухару и Хиву.

С другой восточной страной - Персией много и успешно торговал казанский первостатейный купец Г. Измаилов. В 1812 г. он привез оттуда различных товаров, главным образом шелка, на сумму более чем 3 млн. рублей.

О количественном и качественном росте предпринимательского класса в первой половине XIX в. свидетельствует динамика пополнения рядов гильдейского купечества. В него (особенно по первой и второй гильдии) записывались, как правило, наиболее состоятельные капиталисты. В 1848 г. в Казани было объявлено 232 купеческих капитала на сумму 788 тыс. руб., через десять лет - 351 капитал на 1224 тыс. руб., в год отмены крепостного права - 392 капитала на 1353 тыс. руб., в 1869 г. уже 998 капиталов на 5735 тыс. руб. . Как видно, за два десятка лет число состоятельных людей в городе увеличилось в 4,3 раза, а стоимость их имущества в 7,3 раза. Таким образом, накануне и в первое пореформенное десятилетие в провинции усиленно протекал процесс капиталистического накопления.

К исходу XIX в. Казань превратилась в купеческую столицу всего Поволжского региона. Из материалов Первой Всеобщей переписи населения Российской империи видно, что здесь проживало больше купцов, чем в каком-либо ином городе средневолжья.

Помимо купечества, деловой жилки было не лишено и крестьянское сословие. Кре-стьяне вели, как правило, мелочную торговлю, либо торговлю вразнос и в развоз. Из крестьянской массы формировались такие категории торговых посредников как барышники, просолы, офени, кулаки и прочие.

Буржуазно-демократические преобразования сер. XIX в. сопровождались вовлечением в сферу торгово-промышленной деятельности самых широких слоев населения: обуржуазившегося дворянства, высшего чиновничества, разношерстных представителей городской интеллигенции - врачей, инженеров, землемеров, юристов - предпринимательский дух проник во все социальные группы пореформенного российского общества. Наиболее удачливыми представителями новой волны деловой элиты стали врачи братья Гольдберг, инженеры С.В. Шмелев и Н.А. Контино, частный землемер С.П. Михайловский и др. Они принесли в практику отечественного предпринимательства массу инноваций: передовой зарубежный опыт по управлению предприятием, прогрессивные технологии, современную для своей эпохи философию бизнеса. Таким образом, общественное мнение по отношению к предпринимателю стало меняться в положительную сторону.

Предпринимательские слои Казани предпочитали вкладывать средства в торговлю и переработку сельскохозяйственных товаров: зерна, сырья и т.д. Особенно в этом преуспели С.М. Аитов (торговля сырьем и мыловаренное производство) братья Гликины (торговля сырьем и кожевенное производство), отец и сын Оконишниковы (скупка, перемол зерна) и др. С началом ХХ в. в связи с интенсивным градостроительством для предпринимателей открылись новые отрасли прибыльного инвестирования, например, производство и продажа строительных материалов. На этом рынке выделялись семейные фирмы Персон и Булыгиных, имевших лесопильные заводы и торговавшие строительным лесом, коммерческие фирмы Гордеевых и Челышевых (продажа кровельного железа) и прочие.

Новыми отраслями региональной экономики, куда охотно привлекались частные капиталы, стали также металлопереработка и издательско-полиграфическое дело (Бр. Ка-римовы, А.П. Харитонов, А.Н. Свешников).

Как в промышленности, так и в торговле главную роль играли представители крупного капитала. Они контролировали значительные объемы отраслевых продаж и до-минировали на рынке труда. Хотя монопольной властью над рынком не обладал ни один предприниматель.

Вместе с тем, было бы ошибкой игнорировать роль мелкого капитала в развитии частного предпринимательства в пореформенную эпоху. Более того, в начале прошлого столетия произошло существенное расширение сферы его применения. Это было связано с тем, что на рубеже столетия в новый этап вступил промышленный переворот. Его основной технической характеристикой стало внедрение в производство новых типов техники - нефтяных и керосиновых двигателей, электромоторов. Более дешевая, экономичная и, следовательно, доступная для мелких капиталистов техника стала широко использоваться предпринимателями на своих предприятиях. Только в Казани насчитывалось более пяти десятков мелких заводов, фабрик и мастерских с механическими двигателями (шерстобитный завод Зябирова и Башировой, прянично-кондитерские фабрики Афанасьева и Оденцова, завод минеральных вод Обухова, ватная фабрика Заманова, мебельная фабрика Федорова и др.).

Расширению сферы приложения мелких капиталов способствовало также развитие городов и городского хозяйства. По существу в начале ХХ в. в России произошло становление нематериального сектора национальной экономики. В крупных городах стали от-крываться рестораны, гостиницы, ателье, прачечные, появился кинематограф. Артели плотников, каменщиков и штукатуров предлагали услуги по ремонту и т.п. Для владельцев мелких состояний вложение средств в сферу услуг стало очень выгодным источником получения дохода.

В Казани в этот период появились фирмы, предлагавшие горожанам за умеренную плату проведение технических, электромонтажных, строительных и иных работ. Подоб-ной деятельностью занимались: `Товарищество инженеров` И.И. Бруно, `Товарищество строительных работ` братьев Могид, `Товарищество - Электричество` М.С. Абдуллкина, `Товарищество механическо-паровой прачечной` С.В. Друзина.

Развивался ресторанно-гостиничный комплекс Казани. Лучшими отелями считались `Казанское подворье` Щетинкина, `Северные номера` Смоленцевых, `Волжско-Камские номера` Чернояровых, `Бристоль` Г. Мукминова, `Амур` Ромазанова. Большой популярностью у казанцев пользовался первоклассный ресторан `Черное озеро` Васильева.

Существенной особенностью регионального предпринимательства являлся его многонациональный характер.

Заметную роль в экономической жизни города играли представители коренных на-родов края, и, прежде всего, татары. В конце XVIII в. они получили право записываться в купеческое сословие: в 1801 г. в купеческих гильдиях города состояло 32 татарские семьи, в 1861 г. уже 73 (18,6%) с капиталом 259800 р. (19,2%).

Центром этнического предпринимательства дореволюционной Казани стал Сенной базар и прилегающие к нему улицы Старо-татарской слободы - Татарская (ныне она носит название Парижской Коммуны) и Московская (сегодня улица Кирова). Кстати, свой национальный колорит эта часть города сохраняет до сих пор. Здесь размещались офисы крупнейших торгово-промышленных фирм Казани, проживали знатнейшие представители татарской буржуазии, находились редакции мусульманских газет и журналов, клубы национальной культуры, народная библиотека.

В традициях национальной градостроительной архитектуры доминирующее положение над всей округой занимает мечеть. Она была сооружена в 1849 г. по проекту архитектора А.К. Ломана. Спонсором строительства выступил преуспевающий купец Губейдулла Мухамед-Рахимович Юнусов.

Предпринимателей Юнусовых по праву можно считать самой именитой татарской купеческой династией Казани. Более ста пятидесяти лет представители этого рода трудились в сфере торгово-промышленной деятельности, создавая ей славу `Звезды Востока` - четыре поколения удачливых коммерсантов, щедрых меценатов и видных общественных деятелей. А начинал бизнес Мухамед-Рахим Юнусов. Он выделился из среды служилых татар во второй половине XVIII в., записался в купеческое сословие, а затем, одним из первых в Казани, получил высокое звание - Потомственный почетный гражданин. Свой первоначальный капитал М.-Р. Юнусов сколотил на поприще коммерческой деятельности. Позже в официальных документах купец числился уже и как кожевенный заводчик. Его предприятие выделывало до 13 тыс. козьих шкур, которые предприниматель отправлял по ярмаркам России и за границу - в Китай. Экспортная торговля приносила солидные барыши, шедшие на развитие производства и строительство недвижимости. М.-Р. Юнусову принадлежал каменный двухэтажный дом-усадьба на Екатеринской улице (ныне ул.Тукая 67/14), каменный двухэтажный дом с лавками на Татарской улице (ныне ул.П.Коммуны 13/55), а также лавки в Гостином дворе.

Дело М.-Р. Юнусова продолжил его сын - Губейдулла, тот самый, на чьи средства была возведена мечеть. Известный в Казани врач и краевед Карл Фукс, вхожий во многие купеческие дома города, причислял Г. Юнусова к самым богатым предпринимателям из числа татар, имевших состояние в 3 миллиона рублей, сумма по тем временам немалая даже по столичным меркам. Кстати сам Фукс также проживал недалеко от Сенного базара, на Московской улице (сегодня дом ?58/5 по улице Кирова).

Губейдулла Юнусов значительно расширил экспортную торговлю - отправлял в Китай кроме товаров собственных заводов, продукцию других российских, немецких и азиатских фабрикантов. Его авторитет в деловых кругах города был очень велик. Много-кратно он избирался на различные общественные должности. Татарские купцы доверяли ему представлять свои интересы перед властями.

После кончины Г. Юнусова все его состояние перешло к сыновьям - Ибрагиму (1806-1886) и Исхаку (1814-1886). Оба брата, судя по всему, предпринимательского таланта отца и деда не унаследовали. По крайней мере, торгово-промышленное дело Юнусовых постепенно свертывается. Мыловаренный и кожевенный заводы, торговые лавки сдаются внаем, а полученная рента используется для приобретения земельных участков и строительства доходных домов. В результате братья Юнусовы стали крупнейшими в Казани владельцами недвижимости: за ними числилось десять строений общей стоимостью свыше 300 тыс. руб.

Ибрагим Юнусов, как глава рода, активно участвовал в общественной работе: трижды он возглавлял Татарскую городскую ратушу и 15 лет состоял членом Казанской городской думы.

В начале ХХ в., после некоторого перерыва, Юнусовы вновь занялись предпринимательством. Инициатива возрождения семейных традиций исходила от старшего сына Исхака Губейдулловича Юнусова - Абдул-Вали. В 1905 г. он открыл фирму по продаже сырья. И хотя прежних высот ему достичь не удалось, тем не менее, бизнес из года в год шел в гору. Так за первые девять лет существования прибыль предприятия выросла в семь раз. В 1915 г. А.-В. Юнусов подключил к делу своего брата - Абдул-Карима. Совместно они учреждают торговый дом `Братья Юнусовы` с капиталом 100 тыс. рублей, который функционировал до 1917 года.

Юнусовы оставили след в истории Казани не только как крупные предприниматели, но и как щедрые меценаты.

Как уже отмечалось, Г. Юнусов спонсировал строительство мечети на Сенной. Ибрагим Губейдуллович выделил средства на реконструкцию мечети Марждани, оплачивал труд преподавателей медресе при ней. Однако самым благородным деянием Юнусовых стало учреждение ими в 1844 г. мусульманского детского приюта. Они полностью финансировали деятельность этого заведения, в котором обучалось 77 воспитанников. Дети обеспечивались бесплатной одеждой, питанием, медицинским обслуживанием, получали начальное образование и ремесленную подготовку. Кроме субсидий, братья передали приюту дом с каменными лавками по ул. Московской (Кирова, 59), чтобы и после их кончины он продолжал функционировать.

Бескорыстная общественно-благотворительная деятельность Юнусовых была вы-соко оценена городским обществом. Еще до революции одной из площадей Казани было присвоено название Юнусовская. Она существует и сегодня.

Изучение истории предпринимательства убеждает нас в том, что стремление к личному обогащению и наживе, рационализм и практицизм в хозяйственно-экономической деятельности, деловые круги царской России сочетали с высокими философско-эстетическими и нравственными ценностями, глубоким патриотизмом и религиозностью. Яркой чертой предпринимательской культуры той эпохи можно с полным основанием считать активную общественно-благотворительную деятельность российского купечества. Список благих дел, коими славилось оно, можно продолжать и продолжать. Каждый город огромной страны, будь то столица, губернский центр, либо заштатный городок, имел своих щедрых меценатов, своих Мамонтовых, Третьяковых, Щукиных, Юнусовых.

Сегодня, когда наше общество переживает непростой период, когда уровень социальных противоречий достиг высокого напряжения, когда нищета и убожество, увы, поглотили многих наших сограждан, этот феномен отечественного исторического опыта предпринимательской деятельности заслуживает самого внимательного изучения, популяризации и внедрения.